Прошлое, память и границы


TIEDÄPAINIKESOVELLAPAINIKETUTKIPAINIKE

 

 

Мы привыкли думать о времени как о дороге, которая идет вперед. Но на самом деле, прошлое не уходит – оно вокруг нас. Дома напоминают о времени, когда они были построены. Памятники солдатам, воевавшим задолго до нашего рождения, напоминают о прошедших войнах. Воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек напоминают об истории нашей семьи. Все это – знаки прошлого, которое существует в настоящем.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                      

  1. Что значит «помнить»?
  2. Почему мы забываем некоторые вещи, а некоторые сохраняем в памяти на всю жизнь?
  3. Как мы получаем знание о прошлом?
  4. Память и границы
  5. Узнать больше

1. Что значит «помнить»?

Память – универсальное свойство человека. Все люди способны помнить. В то же время человеческая память – уникальна. Ни одно животное не может запомнить столько информации, сколько человек.

Древнегреческий философ Платон, который жил больше двух тысяч лет назад, сравнивал память с восковой дощечкой, на которой дети учились писать. На этой дощечке, думал Платон, отпечатывается то, что мы видим и слышим, наши знания, мысли и ощущения. Когда воск стирается, или на дощечке не остается места для новых отпечатков, мы забываем.

Kuva 1. Platonin aikana muistiinpanot tehtiin vahatauluille. Kuvassa on Douriksen maalaus vahataulun käyttäjästä 500-luvulta ennen ajanlaskun alkua. (Kuva: Wikicommons / Sippel2707)

Илл. 1 Во время Платона, записи делали на восковых табличках. На рисунке древнегреческого художника Дуриса, жившего больше 2,5 тысяч лет назад, изображен этот способ письма. (Фото: Викикоммонс / Sippel2707)

Kuva 2. Platon (427–347 eaa.) perusti Ateenan akatemian ja häntä pidetään yhtenä historian merkittävimmistä filosofeista oppi-isänsä Sokrateen ja oppilaansa Aristoteleen ohella. (Kuva: Flickr / Carlos Blanco)

Илл. 2 Платон (427–347 до н. э.), основавший в Афинах Академию, считается одним из самых важных философов истории наряду со своим учителем Сократом и учеником Аристотелем. (Фото: Flickr / Carlos Blanco)

К началу ⇑


2. Почему мы забываем некоторые вещи, а некоторые сохраняем в памяти на всю жизнь?

За две тысячи лет, прошедших со времен Платона, люди неоднократно пытались понять, что и как мы помним. Сейчас мы уже точно знаем, что память избирательна. На восковой дощечке отпечатывается далеко не все, что происходит с нами.

И дело не только в том, что наш мозг не способен зафиксировать и сохранить все происходящее вокруг. В памяти лучше всего сохраняется то, что принято помнить в нашем обществе. То, о чем не принято вспоминать и рассказывать, забывается.

Память, объединяющую разных людей, принято называть «коллективной памятью». «Индивидуальная» и «коллективная» память связаны. Личные воспоминания человека зависят от воспоминаний других людей, а коллективная память складывается из множества личных воспоминаний.[1]

Илл. 3 Изучайте фотографии выше. Какие примеры о индивидуальной и коллективной памяти Вы можете придумать на основе их? (Фото: Flickr / Ville Oksanen, Викикоммонс / RIA Novosti archive, Викикоммонс / Amarhgil, Flickr / Visit Lakeland)

Илл. 3 Посмотрите на эти фотографии. Какие примеры индивидуальной и коллективной памяти вы можете придумать на их основе? (Фото: Flickr / Ville Oksanen, Викикоммонс / RIA Novosti archive, Викикоммонс / Amarhgil, Flickr / Visit Lakeland)

К началу ⇑ 


3. Как мы получаем знание о прошлом?

То, что мы слышим и рассказываем о прошлом, называется «устными воспоминаниями». Но бывает и много других типов памяти.

Например, «историческая память». Так называется информация об историческом прошлом – о том, что мы сами не испытали, но все-таки помним. Например, когда и кем был основан город или село, в котором мы живем; когда закончилась одна война и началась другая; кто жил на территории нашей страны в древности и т. д. О таком прошлом мы обычно узнаем не от друзей или близких, а из учебников и рассказов на уроках в школе.

«Культурная память» запечатленная в различных формах искусства: в кино, живописи, театре. Это информация о прошлом, которую мы узнаем, когда смотрим исторические художественные фильмы или читаем книги о прошлом.[2]

Историческая память, культурная память и устные воспоминания тесно связаны. О тех событиях, в которых мы сами не участвовали, мы все равно помним. Наша память полагается на то, что мы слышали дома и в школе, видели в кино, в музее, в интернете.

Илл. 4 Примеры каких типов памяти можно найти на этих фотографиях? Каким образом передается информация о прошлом в каждом из этих случаев? (Фото: Flickr / Maia C, Flickr / Guigui-Lille, Flickr / Andrea Nissolino, Pixabay)

К началу ⇑


4. Память и границы

Границы между разными странами разделяют не только сами государства, но и формы памяти: Историческая и культурная память объединяет людей, живущих в одной стране, но отличает их от жителей другого государства. Исторические события, которые считаются важными по одну сторону границы, могут иметь совсем иное значение по другую ее сторону.

В то же время индивидуальные воспоминания, наоборот, могут быть очень похожи, несмотря на то, что люди никогда не встречались и даже говорят на разных языках. Именно так происходит с воспоминаниями о переселении 1940-х годов, когда много тысяч людей уехали из Карелии в Финляндию, потому что эта территория перешла после войны к Советскому Союзу, а другие люди приехали сюда из разных областей СССР, чтобы начать здесь жить и работать. Несмотря на различия между переселенцами они рассказывают о своем прошлом очень похоже, потому что эти события связаны с прошлым их семей. Война и страдания были одинаково важны для советских и финских людей.

Илл. 5 Войны разделяют государства и людей, но личные и семейные воспоминания могут быть очень похожи у людей, оказавшихся по разные стороны фронта и границы. В воспоминаниях финнов, эвакуированных после Второй мировой войны (на фотографии), много общего с воспоминаниями советских переселенцев. Познакомьтесь с темой подробнее в заданиях «Исследовать». (Фото: Викикоммонс)

Память не только разделяет людей, но и сближает их, благодаря чему границы между государствами теряют свое значение, а люди, живущие в разных странах и говорящие на разных языках, прекрасно понимают друг друга.

Понятия: индивидуальная память, коллективная память, типы памяти, устные воспоминания, историческая память, культурная память, переселенец, эвакуированный. Больше понятий вы найдете в Банке понятий.

К началу ⇑


5. Узнать больше

  • Cемья Хенинен сделала сайт Heninen.net, где выкладывается информация об истории Карелии и Северного Приладожья в предвоенные и военные годы. Здесь вы можете найти много интересных воспоминаний, фотографий и документов, рассказывающих о прошлом переселения в Карелию и из Карелии.
  • Воспоминания советских переселенцев вы можете прочитать в книге «Граница и люди. Воспоминания переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка» (на русском языке). Об опыте финских переселенцев вы можете узнать на сайтах Evakkoinstituutti, Halsuan evakot, и Evakkolapset (на финском языке). Переселенцы и их потомки ежегодно вспоминают свой путь в эвакуацию на Evakkovaellus (на финском и английском языках).
  • В Архиве военных фотографии Сил обороны Финляндии вы найдете большое количество фотографии военных лет (1939–1944). С помощью функции поиска вы сможете найти фотографии опреденного места, периода и т.д. Фотографиями можно свободно пользоваться, если вы указываете их источник.
  • В разных странах о прошлом рассказывают по-разному. Французский историк Марк Ферро написал целую книгу о том, как рассказывают историю детям в разных странах мира.
  • О том, что такое «историческая память» и что такое «места памяти» вы можете узнать, прочитав статью «Проблематика мест памяти» Пьера Нора. На финском языке об «устной истории» и «местах памяти» написала в том числе Оути Фингерус в своей статье «Karjala – muistin ja utopian paikka» [Карелия – место памяти и утопии] (Alue ja ympäristö 35: 2 (2006)).
  • На сайте «Прожито» можно исследовать личные истории и исторические события с помощью большого корпуса дневников XX века, а можно дополнить этот корпус дневниками родственников или своим собственным (на русском языке).

Источники:

[1] Морис Хальбвакс. Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас 2005 № 2–3.
[2] Ян Ассман (2004). Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности.

Автор: Екатерина Мельникова (2015)

К началу ⇑


Задания

TIEDÄPAINIKESOVELLAPAINIKETUTKIPAINIKE

УМЕТЬ

TIEDÄPAINIKE

  1. Платон сравнивал память с восковой дощечкой. На что еще похожа память?
  2. Что значит выражение «память избирательна»?
  3. Как влияют на память одного человека другие люди и общество в целом?
  4. Что общего и что различного между устной историей, исторической памятью и культурной памятью?
  5. Как могут историческая и культурная память создавать границы между людьми?

К началу ⇑


ПРИМЕНЯТЬSOVELLAPAINIKE

1. О чем принято помнить в России?

  • Какие события прошлого, по вашему мнению, принято помнить в современном российском обществе? Запишите их на доске и обсудите в классе.
  • Есть ли в вашем классе представители других стран? Обсудите то, о чем принято помнить у них на родине.

2. Сломанный рассказ

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что разные люди рассказывают об одном и том же событии по-разному? Проведите в классе небольшой эксперимент. Он похож на игру «Сломанный телефон», но передавать друг другу вы будете не одно слово, а целый рассказ.

Выберите в своем классе шесть человек.  Пять из них должны ненадолго выйти из кабинета, а шестому в присутствии всех оставшихся учеников учитель прочитает небольшую историю. Теперь пригласите в кабинет одного из вышедших школьников и попросите шестого ученика пересказать пятому услышанный рассказ. Потом он перескажет его четвертому и так далее. Самый последний расскажет историю всему классу, а в заключение учитель прочитает исходный текст.

Обсудите, как менялся рассказ при передаче от одного человека к другому.

  • Что в рассказе осталось неизменным до конца эксперимента?
  • Какие части рассказа изменились больше других, что забылось полностью?
  • Что можно сказать о человеческой памяти, основываясь на результатах этого эксперимента?

3. Что вы помните об истории своего города или поселка?

Напишите, что вы знаете об истории своего города или поселка. Подумайте, откуда вы получили эту информацию. Почему вы помните именно это?

4. Первый день в школе

Возможно, вам трудно представить, как связаны индивидуальная и коллективная память. Французский социолог Морис Хальбвакс приводил в своей работе о коллективной памяти пример из собственной жизни: он пытался понять, как устроена память о первом дне, когда он пошел в школу. Вы тоже можете сделать это.

  • Обсудите, что вы помните об этом первом дне.
  • Потом прочитайте следующий текст. Вы согласитесь с ним?

Мы знаем, что когда-то первый раз пошли в школу. Мы знаем об этом, потому что нам сказали, что так было. У нас, наверное, есть и свои воспоминания об этом дне. Но возможно, что мы помним много похожих дней, которые повторялись каждый год первого сентября. Мы, наверняка, читали книги и смотрели фильмы, в которых рассказывалось о других детях и других первых сентября. Наши личные воспоминания соединяются со множеством воспоминаний других людей – услышанных или увиденных нами, и разделить их бывает почти невозможно.

5. Вспоминаем предыдущий год

Обсудите в группах свои воспоминания о событиях прошлого года. Попробуйте собрать свои воспоминания (на доске или с помощью специальных программ в интернете, таких как Polleverywhere, Socrative) и сравнить их.

  • Какие события запомнились вам лучше всего?
  • Как вы думаете, почему вы запомнили именно эти события?
  • Как вам кажется, вы запомнили только то, что имеет отношение к вашей собственной жизни? Или ваши воспоминания связаны и с «исторической памятью» тоже?

Попробуйте найти среди воспоминаний примеры индивидуальной памяти и того, что связано с коллективной памятью.

6. Научный эксперимент: Проверяем теорию памяти

Прочитайте следующий текст.

Ян Ассман обнаружил одну удивительную закономерность памяти. Обычно люди могут довольно много рассказать о том, что было очень давно (о своей стране, и своих далеких предках) и о недавнем прошлом – о том, что происходило с ними в последние годы. Но между этими двумя «прошлыми» находится промежуток времени, о котором, как правило, люди ничего не могут вспомнить. Ян Ассман назвал это явление «дрейфующая лакуна», с одной стороны которой лежит «историческая память», а с другой – «коммуникативная».

  • Обсудите в классе то, что вы помните о своей жизни. Какие события вы помните хорошо, а какие плохо? Когда эти события происходили?
  • Подтверждают ли ваши воспоминания теорию Ассмана? Как вам кажется, чьи воспоминания служат лучшим подтверждением этой теории: воспоминания тех, кто младше вас или тех, кто старше?
  • Вы можете продолжить проверку теории, попросив ваших родителей, бабушек, дедушек и знакомых рассказать о том, что они помнят о своей жизни.

7. Крест скорби

На этой фотографии вы видите памятник, установленный в 2000 году совместно российскими и финскими гражданами в окрестностях города Питкяранта в Карелии. Он называется «Крест скорби». Узнайте:

  • Почему этот памятник был установлен?
  • Почему он был установлен именно в этом месте?
  • Что он изображает?
  • Что означает этот мемориал?

Информацию о памятнике вы найдете, в том числе, в интернет-портале Карельской республики и на сайте Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия.

Muistomerkki

Памятник «Крест скорби» в Питкяранте (Карелия). Две фотографии показывают вид памятника спереди и cзади. (Фото: esosedi)

8. Создайте свой памятник

Придумайте свой проект памятника, посвященного событиям 1940-х годов. Вы можете нарисовать его или сделать из других материалов (например, из пластилина или переработанных материалов). Подумайте о том, что бы вы хотели увековечить для будущих поколений. Что, по вашему мнению, люди должны помнить об этом времени? О чем они должны задумываться, глядя на этот памятник?

К началу ⇑


ИССЛЕДОВАТЬ

1. Каким было детство ваших бабушек и дедушек?

TUTKIPAINIKE

В этом задании ученики берут интервью у своих бабушек и дедушек, или других пожилых людей. Школьники исследуют, каким было их детство, и сравнивают воспоминания своих родных со своими собственными воспоминаниями о детстве. Это задание позволит детям обсудить избирательность памяти и поговорить о факторах, которые влияют на память: почему одни события запоминаются лучше, а другие хуже?

Исследовательские вопросы: Каким было детство моих бабушек и дедушек? Чем детство моих бабушек и дедушек отличалось от моего детства? Что помнят мои бабушки и дедушки о своем детстве? А что я помню о своем детстве? Почему мы помним именно эти события?

Исследовательский материал: Материалом служат интервью, взятые у бабушек и дедушек, или других пожилых людей. Дети могут брать интервью у одного или нескольких человек.

Исследовательские методы: Цель этого исследования – собрать устную историческую информацию, а его главный метод – тематическое интервью. Тематическое интервью – это такая форма интервью, при котором используются не строгие анкеты, а свободный план интервью, подготовленный исследователем заранее, куда включены главные, интересующие его или ее темы: например, детские игры, школа и т.д. Темы могут быть сформулированы в виде вопросов, но это должны быть открытые вопросы, то есть вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например, вопрос «В какие игры Вы играли в детстве?» лучше вопроса «Нравилось ли Вам играть в детстве?». Первый вопрос – открытый. Задав его, вы сможете узнать много нового, и, кроме того, получите информацию для продолжения беседы. Второй вопрос – закрытый. Ответ «да» или «нет» не очень поможет вам в исследовании.

Вы можете узнать больше о тематическом интервью в Информационном архиве общественных наук KvaliMOTV (на финском языке) или «Вопросах и ответах» Google (на русском языке). Много полезной информации о видах интервью и способах их проведения вы найдете в книге Сергея Балановского «Индивидуальное глубокое интервью», например, в главе III «Методика и техника интервьюирования». Это – взрослая книга и вам нужно быть готовыми к большому количеству сложных слов и научных терминов. Зато после знакомства с этой работой вы почувствуете себя настоящими профессионалами.

Совет учителю! Обсудите вместе с учениками то, на что стоит обращать внимание, когда в исследовании используется метод интервьюирования. Например, как можно использовать собранный материал, можно ли делиться им с другими исследователями и друзьями, что такое конфиденциальность и т.д. Вы можете подписать с учениками специальный договор о правилах использования исследовательских материалов. Осознав ответственность, которая лежит на исследователях, работающих с воспоминаниями других людей, ученики почувствуют себя настоящими учеными и лучше справятся с исследовательским заданием.

Ход исследования:

1. стадия: Составьте исследовательский план.

  • У кого вы берете интервью? Где и когда?
  • Вы собираетесь записывать интервью на диктофон, снимать его на видео, или делать заметки в блокноте?
  • Как вы получите разрешение на использование материалов? Подготовьте бланки соглашений с интервьюируемыми, в которых информанты смогут поставить подпись, давая согласие на публикацию и/или другое использование своих воспоминаний.
  • Как и когда вы будете анализировать собранные материалы?
  • Как и когда вы представите результаты своего исследования (вы можете сделать это в форме письменного отчета, видеоклипа, песни или рэп-лирики, небольшого спектакля или в какой-то другой форме)?

2. стадия: План интервью.

Составьте план интервью. Темами интервью могут быть дом, где человек провел свое детство, игры, школа, хобби, отношения между детьми и родителями, самые лучшие воспоминания, заботы и т.д.

Узнайте о том, как провести хорошое интервью, посмотрев презентацию: Hyvä haastattelu (по-фински) / How to make a good interview (по-английски). Советы по проведению интервью можно также найти на сайте «Уроки истории: XX век» и в книге Сергея Балановского «Индивидуальное глубокое интервью».

3. стадия: Интервью.

Уточните у интервьюируемого, можно ли записать интервью на диктофон или видеокамеру. Расскажите, для чего нужна эта запись. Не забудьте сдержать обещание! Не используйте запись или видео в целях, которые вы не оговорили с информантом и не распространяйте его, например, в интернете без его или ее согласия. Здесь вы найдете образец договора между интервьюером и интервьюируемым.

Не забудьте спросить имя, фамилию, возраст и место жительства интервьюируемого.

Анализ и презентация исследовательских результатов:

4. стадия: Анализ результатов.

Проанализируйте интервью и создайте презентацию в выбранном вами формате. В начале презентации расскажите о том, у кого вы брали интервью, где и когда, и какими были цели вашего исследования. Потом расскажите о том, что вы узнали о детстве своих бабушек и дедушек. Пользуйтесь тем планом, который вы составили, готовясь к интервью. (Например: Любимыми детскими играми моей бабушки были…)

Кроме того, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Чем детство ваших бабушек и дедушек отличается от вашего детства?
  • И что в них общего?
  • Что помнят ваши бабушки и дедушки о детстве?
  • Что вы помните о своем детстве?
  • Помните ли вы об одних и тех же событиях?

5. стадия: Презентация результатов.

Представьте результаты своего исследования в школе в выбранной вами форме.

Обсуждение исследовательских результатов: Обсудите вместе результаты ваших исследований. Используйте следующие вопросы:

  • Какие воспоминания детства повторялись чаще всего? Какие события детства запомнились лучше всего?
  • Как вам кажется, почему запомнились именно эти события?
  • Вы собирали индивидуальные воспоминания. Можно ли обнаружить в них следы коллективной памяти?

Также обсудите процесс работы над этим проектом.

  • С какими трудностями вы столкнулись во время проведения исследования?
  • Легко ли было проводить интервью?
  • Какие советы вы бы дали тем, кто собирается проводить интервью?
  • Что нового вы узнали в результате исследования?
  • Чему вы научились в ходе этого проекта?

Обсуждение достоверности результатов исследования: Важный вопрос, который вам предстоит обсудить, касается того, о чем нам говорят записанные воспоминания: о прошлом или о настоящем? Подумайте и обсудите проблему, которая называется «критика источников». Как вы думаете, можно ли делать какие-то выводы о прошлом, основываясь только на устных воспоминаниях? Разделитесь на две группы, и пусть одна половина участников проекта приведет аргументы в пользу того, что воспоминания могут быть источником наших знаний о прошлом, а вторая группа попробует доказать невозможность их использования в качестве единственного исторического источника. Вспомните о таких понятиях как «избирательность памяти», зависимость индивидуальной памяти от коллективной. Обсудите факторы, которые повлияли на то, что именно запомнилось вашим рассказчикам. Подумайте о причинах «забывания». А еще подумайте о том, как вы сами повлияли на своих информантов, задавая им вопросы, объясняя цели своего проекта или каким-то другим образом.

2. Воспоминания о войне с обеих сторон границы

В XX веке Советский Союз и Финляндия участвовали в двух кровопролитных войнах: Зимней войне (1939-1940) и Войне-продолжении (1940-1944), как ее принято называть в Финляндии. В России эта война считается частью Великой Отечественной или Второй мировой войны. В результате этих войн часть территории Финляндии, включающая Карельский перешеек и Северное Приладожье, была передана Советскому Союзу. Почти все местные жители уехали отсюда вглубь Финляндии. Проведите небольшое исследование для того, чтобы понять, различаются ли воспоминания людей, находившихся в годы войны по разные стороны границы. Влияет ли на личные и семейные воспоминания тот факт, что одна сторона конфликта выиграла войну, а другая ее проиграла? Это исследование мы предлагаем провести с использованием готовых материалов, но школьники могут расширить его, привлекая и другие источники: интервью, опубликованные воспоминания и материалы в интернете.

Исследовательский вопрос: Какими запомнили войну и переселение жители Финляндии и Советского Союза?

Исследовательский материал: Материалы для этой работы включают два текста и одно небольшое видео-интервью.

Вместо или в дополнение к интервью Тильды Войпио, ученики могут прочитать другие воспоминания (на финском языке), размещенные на сайтах Evakkoinstituutti, Halsuan evakot, Evakkolapset. На этих сайтах можно также дополнять исследовательский материал. Воспоминания советских переселенцев можно найти в книге «Граница и люди. Воспоминания переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка» (на русском языке).

Ход исследования:

1. стадия: Повторение. Вспомните события Зимней войны и второй мировой войны, посмотрев материалы учебника или воспользовавшись другими источниками, например плакатом, сделанным учениками Школы восточной Финляндии, или материалами, размещенными на сайтах «Heninen.net», «Историко-краеведческого общества «ИКО Карелия», Википедия (Советско-финская война 1939–1940 / 1941–1944).

2. стадия: Прочитайте воспоминания Тильды Войпио и женщины, переехавшей в Карелию в 1940 году из Вологодской области. (При желании учитель может сам прочитать эти воспоминания ученикам.). Посмотрите видеозапись интервью Нины Николаевны Усковой.

Анализ и презентация исследовательских результатов:

3. стадия: Ответьте на следующие вопросы и запишите свои ответы.

  • Что именно запомнилось людям, с чьими воспоминаниями вы познакомились?
  • Различаются ли эти воспоминания между собой? В чем отличия между ними?
  • Что общего есть у всех этих воспоминаний?
  • Как вам кажется, между этими воспоминаниями есть больше сходств или отличий?

4. стадия: Отталкиваясь от вопросов, которые предложены выше, напишите небольшое эссе, посвященное результатам исследовательского проекта. Подумайте и опишите те чувства, которое возникли у вас после знакомства с этими воспоминаниями.

Обсуждение исследовательских результатов: Обсудите результаты проектов, опираясь на следующие вопросы:

  • Какие мысли возникли у вас в ходе исследования?
  • Каким образом на школьных уроках или в учебниках обычно рассказывают о войнах?
  • Что нового вы узнали в результате работы?
  • Чем отличаются воспоминания Тильды Войпио и женщины, переехавшей в Карелию из Вологодской области? Один из этих текстов – это воспоминание, записанное самим автором. Другой – фрагмент устного интервью, взятого исследователями во время работы в Приладожской Карелии. Попытайтесь определить, какой текст – письменный, а какой – устный. Почему вы сделали такой вывод? Что отличает письменные мемуары от устных воспоминаний?
  • Как Вам кажется, почему Тильда Войпио решила записать свои воспоминания об эвакуации 1940 года?
  • У вас есть родственники или знакомые, которые пережили войну?
  • Они делились с вами своими воспоминаниями?

Обсуждение надежности результатов исследования: Обсудите проблему «критики источников». О чем нам говорят воспоминания? О прошлом или о настоящем? Можно ли делать какие-то выводы о прошлом, основываясь только на воспоминаниях? Разделитесь на две группы, и пусть одна половина участников проекта приведет аргументы в пользу того, что воспоминания могут быть источником наших знаний о прошлом, а вторая группа попробует доказать невозможность их использования в качестве единственного исторического источника. Вспомните о таких понятиях как «избирательность памяти», зависимость индивидуальной памяти от коллективной. Обсудите факторы, которые повлияли на то, что именно запомнилось людям. Подумайте о причинах «забывания» и «умалчивания».

Авторы: Екатерина Мельникова и RajatOn (2015)

« Перейти в страницу «Учебные материалы» К началу ⇑

© RajatOn 2015Creative Commons -lisenssi

Jätä kommentti